на главную страницу |
немного
истории |
Цыгане
- потомки выходцев из Индии, с острова Цы и побережья реки Ганг. На цыганском национальном флаге изображены колесо, подкова, звезды,
месяц. Колесо символизирует дорогу. Подкова - лошадь. Звезды и месяц - кочующий образ жизни.
|
Цыгане (самоназвание рома),
народ (точнее этнические группы, имеющие общность происхождения и языка), живущий во многих странах Европы, Передней и Южной Азии, а
также в Северной Африке, Северной и Южной Америке и Австралии. Англичане называют Ц. - Gypsies (египтяне), испанцы - Gitanos, французы - Bohemiens (богемцы),
или Tsiganes, немцы - Zigeuner, итальянцы - Zingaros, голландцы - Heidens (язычники), венгры - Cigany. или Pharao nerek (фараоново
племя). финны - mustalaiset (чёрные), турки - (Çingerie, (Çingane и др.
Численность Ц. по разным оценкам определяется от 2,5 до 8 млн. и даже 10-12 млн. чел. В СССР Ц. 175,3 тыс. чел.
(1970, перепись). В годы 2-й мировой войны 1939-45 около 20 тыс. Ц. в Центральной и Восточной Европе
были варварски истреблены гитлеровцами. Ц. говорят на цыганском языке, распадающемся на ряд диалектов, обычно владеют также
языками народов, среди которых живут оседло или кочуют.
В современной науке окончательно
утвердилась точка зрения, согласно которой предки Ц. - выходцы из Индии. Первыми её высказали немецкие учёные Й. Рюдигер и Г. Грельман (конец
18 в.), А. Ф. Потт (19 в.) и словенский учёный Ф. Миклошич (19 в.).
Цыганская народность сложилась
лишь после того, как предки Ц.
покинули Индию в конце 1-го тыс. н. э.
Возможно, что причиной их исхода из
Индии послужили нашествия
мусульман. Первоначально осев в
Передней Азии, Ц. надолго
задержались на восточной окраине
Византийской империи. В 13-15 вв. Ц.
распространились сперва по Юго-Восточной
и Восточной, а затем по Центральной
и Западной Европе, в дальнейшем - по
Северной Африке и по Северной и
Южной Америке и Австралии (19 в.). В
Западной Европе в начале 15 в. Ц.
были встречены доброжелательно.
Позднее отношение к ним изменилось,
их стали преследовать как бродяг,
промышляющих гаданием и
попрошайничеством, объявляли вне
закона, выселяли за пределы
государства или убивали. Лишь в
конце 18 в. в отдельных странах
Европы к ним стали относиться
терпимее. Возникло деление Ц. на
оседлых, полуоседлых и кочевых.
Кочующий табор Ц. - это группа,
продвигающаяся по определённой,
традиционно установленной
территории и возглавляемая
выборным вождём - вайдой. Он
является официальным
представителем табора перед
административными организациями
той страны, где кочует группа Ц., он
же вершит суд по внутренним
конфликтам. Положение женщины в
таборе приниженное. Она
подчиняется отцу, потом мужу, на
ней лежат заботы о полном
обеспечении семьи пропитанием.
Оседлые и полуоседлые Ц. исполняют
церковные обряды тех народов,
среди которых они живут, и легко
меняют своё вероисповедание при
переселении. Кочевые Ц.
придерживаются традиционных
суеверий и обрядов. Значительная
часть Ц. сохранила свои исконные
занятия (обработка металла, дерева,
плетение корзин, коневодство,
гадание) и искусства (музыка, пение,
танец, акробатика, дрессировка
животных).
В Россию Ц. попали двумя путями:
южные - через балканские страны (15-16
вв.), северные - через Германию и
Польшу (16-17 вв.). До Октябрьской
революции 1917 Ц.-мужчины, жившие в
городах, занимались
преимущественно барышничеством (мена
и продажа лошадей), женщины -
гаданием; кочующие Ц. - главным
образом попрошайничеством и
гаданием, частично кузнечным делом
и лужением. Ц., обосновавшиеся в
Петербурге и в Москве (с 30-х гг. 19 в.),
жили оседло, большая часть их
входила в состав хоровых ансамблей.
После Октябрьской революции 1917
был издан ряд постановлений ЦИК и
СНК СССР, в том числе от 1 октября 1926
"О мерах содействия переходу
кочующих цыган к трудовому и
оседлому образу жизни" и др. В 1931
в Москве был открыт цыганский
театр "Ромэн". В годы Великой
Отечественной войны 1941-45 Ц.
сражались в рядах Советской Армии
и партизанских отрядах.
5 октября 1956 был издан указ
Президиума Верховного Совета СССР
"О приобщении к труду цыган,
занимающихся бродяжничеством".
Часть Ц. перешла к оседлому и
трудовому образу жизни. В СССР Ц.
наравне с др. народами имеют право
на получение среднего и высшего
образования, могут выбрать любую
профессию. Однако не все
пользуются этими правами.
С 60-х гг. 20 в. во многих странах,
где живут Ц., принимается ряд мер по
улучшению их правового положения.
Возникли организации,
занимающиеся вопросами повышения
социально-экономического и
культурного уровня Ц., например во
Франции - "Международный комитет
цыган" (Comité international Rom, с 1971); в
Великобритании - "Институт
современных исследований и
документации о цыганах" (Institute of
Contemporary Romani Research and Documentation); в
Америке - " Международный
цыганский комитет в Америке" (Komitia
Lumiaki Romani and'e Amerika); в Индии - "Индийский
институт цыганологии" (The Indian
Institute of Romani Studies, 1973) и др. 8-12 апреля
1971 в Лондоне состоялся
Международный конгресс цыган; 25-27
марта 1976 в Чандигахре (в Индии) -
Международный цыганский фестиваль. |
Лит.:
Герман А. В., Библиография о цыганах.
Указатель книг и статей с 1780 по1930,
гг., М., 1930; Pott А. Г., Die Zigeuner in Europa und Asien,
Bd 1-2, Lpz., 1964; Mikiosich F., Über die Mundarten und
die Wanderungen der Zigeuner Europas, W., 1872-80; A catalogue
of the Gypsy books collected by R. A. Scott Macfie, Liverpool,
1936; Voux de Foletier F. de, Mille ans d'histoire des Tsiganes,
[P., 1970]; Black G. F., A Gypsy bibliography. Ann Arbor (Michigan),
1971; Catalogue of the Romany collection formed by Me Grigor
Phillips D. U., Edinburgh, 1962. "Journal of the Gypsy lore
Society", old series, 1888-92, v. 1-3, new series,
1907-1916, v. 1-9, third series, Edinburgh, 1922-, v. 1-; "Etudes
Tsigines", P., 1955-; "Roma", Chandigarh, 1974-,
v. 1-. |
http://encycl.yandex.ru/
Большая Российская энциклопедия |
|
До нашего времени существовало множество мифов и легенд о происхождении цыган. Самая, наверное, распространенная из них эта то, что цыгане - потомки жителей канувшей в небытие Атлантиды. Хотелось бы верить... Красивая легенда, но, конечно, все это идет от незнания мировой истории, незнания культуры цыган, языка, нравов, обычаев.
В наше время, на рассвете информационных технологий и приличного количества ресурсов, уже не секрет ни для кого, что цыгане это выходцы из Индии. Из какого района, провинции, местности можно спорить долго и безрезультатно. Специалисты утверждают, что индийские группы начали свое качевье в результате экономического кризиса в Индии. Это группы, в основном, ремесленников, артистов, торговцев, начавшие свое качевье не позже VI века. Существует мнение, что цыгане произошли от индийской касты "Дом", в последствии название, которой трансформировалось в общеизвестное "Ром", откуда и пошло самоназвание всех Ромских этногрупп. Как повлиял экономический кризис индии на распространение цыган в мире? Ответ прост... Предкам цыган осталось слишком мало места для существования и ведения своего промысла. Даже в нынешнее время артисты не могут существовать без гастролей, торговцы переезжают на новые места, если спрос на их товар упал, производители продают свой товар в разные страны мира. Возможно, кто-то спросит: " А почему только предки цыган тогда начали кочевье?". Но ответ на этот вопрос я уже дал... Экономический кризис...Состоятельным людям необязательно скитаться для того, чтобы прожить, ромские же группы осваивали новые пространства в небольших количествах, тем и обусловлено столь долгое их распространение.
Изучая историю цыган необходимо провести анализ формирования цыганского языка. Чуть ли не треть лексики цыганского языка общая с санскритом, что в очередной раз подтверждает индийское происхождение цыган. Из этого анализа можно проследить путь распространения цыган позаимствованным словам из других языков. Существенное влияние на цыганский язык оказали персидский и греческий языки.
Прежде чем довольно-таки крупные группы цыган обосновались в Византии (это территория современных Турции, Албании, Болгарии, Греции и др. стр.) они прошли через Персию. На Балканах ромы осели большими группами и надолго (300-500 лет). Это связано с политикой Византийской империи, которая цыган не только не гнало, а еще и способствовала развитию их промысла. Византия было православным государством; множество цыган приняло христианство. Но в начале XV века территория Византии значительно сократилась вследствие военных действии, после чего многие ромы начали уходить в Западную Европу, хотя большинство все равно осталось на Балканах. Османская империя, возникшая позже на месте Византии, тоже относилась к ромским группам должным образом и способствовала развитию их промысла. Хотя в Османской империи проповедовался ислам, но меньше четверти цыган, оставшихся на Балканах, его приняли; большинство осталось верным христианству.
Цыган, откочевавших на Запад, ждала нелегкая участь, т.к. странам Западной Европы они были совсем не нужны; цыгане были объявлены там "вне закона". Ромские группы были для всех бродягами и попрошайками. Многих убивали, многих клеймили, пытаясь изгнать со своих земель.
Безусловно, гонения на цыган оставили огромный оттиск в их психологии, приучив не доверять никому, кроме самих себя, сплотив их и научив выживать в самых трудных ситуациях.
В начале XVIII века цыгане появились в России, где с их появлением не вводилось антицыганских законов. Это связано с тем, что цыгане пришли в Россию позже, чем в Европу, в которой гнев на цыган к тому времени утих, а политика России была направлена на европейский образ жизни. Первые цыгане современной группы "Русска Рома" пришли в Россию через Польшу и, как следствие, оказались в первом для них крупном городе,Санкт-Петербурге. Позже появились и другие ромские группы, зашедшие со стороны Балкан.
Время идет и в нашем цыгане оказались разбиты по всему миру на разные этнические группы, отличающиеся друг от друга некоторыми обычаями, диалектами, воспитанием и другими факторами. Существует большое множество ромских групп в мире, например, "польска рома"-польская группа, "латфитска рома"-латвийская группа, "литоуска рома"-литовская группа, "калэ"-испанская группа, "синти"-немецкая группа, "романичел"-английская группа и мн. др.
Вероисповедание цыган также окружено мифами... Некоторые гаджё ( не цыгане) считают, что цыгане покланяются своим языческим богам, некоторые считают, что цыгане меняют свою веру в зависимости от окружающей их среды... Но это все сказки... Да, не все ромские группы принадлежат одной вере. Это зависит от того, в каком обществе они проживают: христианском или мусульманском. О языческих обрядах нет даже разговора. Да, конечно, они существовали, но разве у русских была своя определенная религия до принятия христианства? Нет... Были языческие обряды. Теперь некоторые цыгане относятся к своей вере очень трепетно; будь то ислам, будь то христианство, теперь эта вера и Их тоже!
Хотелось бы, чтоб окружающие видели современных цыган не только в бедных людях, просящих себе на хлеб, или преступниках, но и окружающих людях, грамотных и образованных. А ведь если они и есть рядом, то они скрывают, в большинстве своем, национальность из-за сложившегося о них мнения!
|
Арман |
на главную страницу |
|